Смерть способна грешника подвигнуть к покаянию. Смерть нам известна и неизвестна: известна, потому что все умрем; неизвестна, потому что не знаем, когда, как и где умрем. Чем больше живем, тем короче жизнь наша, и сокращаются дни наши и приближаемся к смерти. И уже ближе к ней сегодня, чем вчера, в этот час, чем в предыдущий: смерть за всяким невидимо ходит и возьмет его тогда, когда не ждет.
Почти все люди, а особенно здоровые и крепкие, мечтают так: я еще поживу, не видна еще смерть моя; соберу, и буду насыщаться собранными благами. Но тут неожиданно нападает на него смерть, и тогда погибают все мечты и замыслы его. Скоро умирает тот, кто о долгой жизни мечтал; оставляет и мир, и в мире тело свое тот, кто хотел собирать и богатеть. Так неизвестна нам кончина, христиане! Бог человеколюбивый, заботясь о нас, сделал для нас неизвестной кончину нашу, чтобы всегда к ней готовы были и пребывали в истинном покаянии. С чем человек из этого мира уйдет, с тем явится и на суд Христов!
Грешники! Подумаем внимательно над словом этим и покаемся, чтобы не с грехами нашими отойти в мир иной и на суд Божий явиться. Бог милосердный обещал нам благодать и милость свою явить, но завтрашнего дня не обещал. Будем же помнить об этом и восстанем от сна и, помня о смерти нашей, исправим себя и приготовим к исходу и блаженно скончаемся: «блаженны мертвые, умирающие в Господе» (Апок. 14:13). Умирает в Господе тот, кто в покаянии, вере и истинной молитве умирает. Страшен час тот всем. Все святые на час тот взирали и плакали и так человеколюбивого Бога умилостивляли, чтобы помог им в этот час. Удивительно, что святые, смотря на час тот, плачут, а грешники не плачут, хотя и каждый день видят умирающих братьев своих.
Грешники несчастные! Что мы спим? Это диавол крадет, как вор, спасение наше. Напишем в памяти нашей тот час и будем готовы: с этого часа будет человек или вечно блажен, или вечно несчастен. Тут всякому отворяются двери к вечности, и пойдет он или в счастливую или в несчастную вечность. От того пункта начинает человек или вечно жить или вечно умирать. Где сейчас раньше нас жившие и в роскоши, и сладости, и нераскаянии пребывавшие? Ушли из этого мира и все свои утехи оставили, и пребывают в своих местах, и последнего суда ожидают, где по делам своим все и получат. Поэтому, пока еще не пришел к нам тот час, обратимся чистым сердцем к Богу нашему и Ему покаянием и верою примиримся, и вечную жизнь получим. К этому призывают и молят нас святые Апостолы в писаниях своих: «от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор. 5:20, 21).
(1)