У святынь Псковской земли

Прихожане Сокольского благочиния, присоединившись к группе прихожан храма преподобного Серафима Саровского города Вологды во главе с настоятелем иереем Михаилом Максимовым, совершили паломническую поездку по святым местам Псковской земли.

В храме Николая Чудотворца на Глинках отец Михаил совершил молебен, благословив каждого на начало путешествия и окропив святой водой.

Путь почти в тысячу километров с 16-часовым переездом автобусом был не из легких, но это никого из 48 человек не испугало – все надеялись на помощь Божию.

В Пскове нас встречал экскурсовод паломнической службы Псково-Печерского монастыря. И не смотря на то, что многие уже бывали на Псковщине, так подробно с историей древнего города знакомились впервые: не было еще Москвы и Ленинграда, а здесь уже защищал северо-западные земли Руси.

Если с 12 по 15 век Псков отразил более 26 нападений немецких рыцарей и литовских дружин, то и из-за предательства одного из бояр город был захвачен врагом. Но… во время ледового побоища на Чудском озере псковичи и новгородцы под предводительством 22-летнего Александра Невского одержали сокрушительную победу над врагом.

Отсюда здесь особое почитание святого благоверного князя Александра Невского. В его честь выстроен величественный храм. И сегодня, спустя столетия, Псков остается единственным городом в России, где сохранились более 60 церквей, и почти все они – действующие. Как говорят, каждая из них – поэма в камне.

Но до слез тронул рассказ о Псковской десантной дивизии, участвовавшей в сдерживании межнациональных конфликтов в бывших союзных республиках и той самой знаменитой шестой роте псковских десантников, которая во второй чеченской войне встала на пути более двух тысяч боевиков: 84 бойца вместе с командирами пали смертью храбрых… Всего за время чеченской войны погибли 122 десантника.

У храма Александра Невского в память о десантниках шестой парашютно-десантной роты Псковской дивизии, шагнувших в бессмертие, установлен стенд с фотографиями. Людская память хранит для потомков их имена.

В Спасо-Елеазаровском монастыре вологжане побывала на Божественной литургии, затем отправилась в Толбу.

На двух катерах и лодке нас переправили на остров Талабск (о. Залита), где главные святыни — храм святителя Николая Чудотворца (XVII в.), кельи и места упокоения старца протоиерея Николая Гурьянова.

На могилке батюшки Николая иерей Михаил Максимов в епитрахили старца совершил чин литии. Верующие припадали ко Кресту, к могилке, брали песочек. Отец Михаил помазывал всех маслицем из негасимой лампадки. Поочередно небольшими группками входили в дом, где жил старец, мысленно разговаривая с ним, касаясь скромных вещей, которые напоминают о его жизни, книг, икон, угощались конфетами и уносили с собой фотографию отца Николая на память.

Посетили Псково-Печерское подворье, церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» XVIXVII в.в., с интересом слушали иеромонаха Анатолия, фотографировались и «приобрели кирпичики», которые будут вложены в стену храма — жертва на восстановление.

После два дня посвятили Свято-Успенскому Псково-Печерскому мужскому монастырю: знакомство с историей, ранняя Божественная литургия, вечерние богослужения, поклонение святыням, работа на картофельном поле, посещение ближних и дальних Богом зданных пещер, кельи старца Иоанна Крестьянкина, где удостоились елепоимазания, и подарков благочинного…

Отправляясь в обратный путь, не могли проехать мимо Свято-Троицкого кафедрального Собора Псковского Кремля. Это первый христианский храм в Пскове, послуживший краеугольным камнем для основания города, где главной просветительницей стала великая равноапостольная княгиня Ольга, с которой и начинается христианская цивилизация. В храме множество древних икон, имеется частица мощей княгини Ольги.

Покидать крепость не хотелось, но… в душе каждого теплилась надежда, что сюда еще вернутся. Дай то Бог! А пока… хочется не расплескать и сохранить в сердце всё то, чем наполнена после впечатлений и молитвы душа.

Программа была очень насыщенной, интересной. Приходилось подниматься в 4 утра, бежать в монастырь, долго пребывать на ногах, но «пожалеть» себя не решался никто. Только и слышалось со всех сторон: «Слава Богу за все!»

(6)