Успенский пост

14 августа начинается длящийся ровно две недели Успенский пост. Его начало отмечено праздником Происхождения честных древ Животворяще­го Креста Господня (медовым Спасом), центр — Преображением Господнем (или яблочным Спасом), а конец — Успением Божией Матери.

Краткий, но строгий Успенский пост уже считается осенним, и, действи­тельно — он открывает врата нового церковного года. Послабления в рационе допускаются лишь по субботам и воскресениям (растительное масло), а так­же в праздник Преображения Господня (19 августа), когда можно есть рыбу, растительное масло и пить вино. С это же дня допускается потребление яблок нового урожая. Во вторник и четверг едят вареную пищу без масла; в поне­дельник, среду и пятницу — сухоядение.

14 августа отмечают как день Происхождения честных древ Животворяще­го Креста Господня. Слово «происхождение», а если точнее перевести с грече­ского языка, то «предъисхождение», то есть «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворя­щего Креста Господня. Этот обычай издревле существовал в столице Визан­тийской империи — во граде святого Константина.

Греческий часослов 1897 года объясняет традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай вы­носить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвра­щения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу, и крест предлагали народу для поклонения».

В России Происхождения честных древ Животво­рящего Креста Господня считается первым осенним праздником, в народе его называют «Первый или медовый Спас». Издревле к этому дню повсе­местно освящали медовые соты, домовитые хозяйки пекли пироги с медом, а пчеловоды святили в храмах собранный янтарный ароматный продукт.

(2)